Логин

Пароль

Войти

Часть 2

               Что же такое это - освобождающая истина?
       "Истина, - сказал один из великих философов Индии, - может быть выражена в двух строках: Brahman, Абсолютное, Единое - истинно; вечно меняющаяся вселенная - не реальна; её существование - относительно, и человек - по своей сущности - божествен". Воля Единого выражена в законе кармы. Цель человеческой эволюции -полное осуществление божественных свойств человека, отождествление его воли с Волей Единого. Когда человек осуществит это единение в себе, час его спасения пробьет. Таков конечный смысл учений всех великих Учителей человечества.
        Но движение человека вперед к освобождению возможно только благо­даря неизменному закону. Всякое сознательное проявление человеческой воли ведет к изменению его жизни, но - не вопреки, а благодаря закону. Если бы вся вселенная не управлялась неизменным законом, если бы не было непреложно, что такая-то причина произведет именно такое действие, как могла бы развиваться в безопасности самая жизнь? Закон - везде и во всем, произвола нет. Отсюда мы видим, что воля, просветленная мудростью, может освободить нас только благодаря закону причинности, благодаря карме. Но - в таком случае нас связывает нечто другое, а не карма? Кар­ма - только колесо причин и действий, колесо, которое катится безостано­вочно от зари и до заката Вселенной. Цепи, привязывающие нас к этому колесу - наши собственные желания. Если мы захотим обрезать нити, при­вязывающие нас к этому колесу, - мы должны уничтожить желание. Но унич­тожить желание возможно только, убив в себе чувство обособления, эгоизм, который отделяет нас от остального мира. Желать можно только то, что вне нас; если мы познаем, что в нас самих сущность всех вещей - ибо и я и все остальные только часть Единого, желание должно прекратиться, а вмес­те с тем распадутся и наши цепи.
          Желание ослепляет нас, оно ведет нас в запутанный лабиринт прост­ранства и времени, где каждая вещь кажется отдельной от каждой другой вещи, тогда как в действительности вселенная есть проявление единой Во­ли; следовательно, по самой сути своей, представляет единство. Пока перед глазами человека пелена иллюзии, пока он идет вперед в неведении, желание необходимо как могучий рычаг для развития всех сил человека. Отделенный от остального мира, замкнутый в свой эгоизм, человек, - путем бесчисленных столкновений с объективным миром, путем опыта и страдания развивает себя как индивидуальность, как само осознающий центр жизни. Но без желания не было бы борьбы, движения, следовательно и разви­тия, а был бы застой. Чтобы расти, необходимо быть деятельным, ибо толь­ко деятельность вызывает проявление всего, что скрыто в сути вещей.

Как же решить это кажущееся противоречие?

          Для большинства людей в личном желании и коренится побудительная причина для деятельности, и убить желание равняется для них полному от­речению от всякой деятельности. А между тем, великий урок, данный Блаженным Кришной, обращен не к отшельнику и не к ученому, а дан на поле житейской битвы борцу,Агjиnа, который стремился выполнить как можно лучше свои обязанности. "Без при­вязанности выполняй постоянно Деятельность, которая есть долг, ибо дей­ствуя без привязанности, человек воистину достигает  Высочайшего". Не в поступках, а в желании, не в деятельности, во влечении нашей души к ее плодам, скрыта связующая нас сила. Мы действуем с целью поль­зоваться плодами нашей деятельности: душа ожидает - и природа должна удовлетворять; душа просит - природа дает. С каждой нашей деятельностью связаны ее плоды, а та невидимая нить, которая образует эту связь, есть наше желание. Когда мы обрежем все нити, привязывающие нас к плодам нашей деятельности, душа освободится, и карма не будет иметь власти над ней.

Что же поможет нам освободиться?

        Наше неведение, что мы составляем одно со всеми, родит эгоизм; эго­изм родит желание. Но неведение наше уменьшается постепенным расширением сознания, внутренним ростом. Внутренний рост есть не что иное, как постепенное освобождение бо­жественной сути, глубоко скрытой под каждой созданной формой. В этом раскрытии божественной сути весь смысл эволюции. Верно понятая "эволюция" (раскрытие) есть необходимый результат "инволюции" (скрывания), посредством которой Единая Всемирная Суть таин­ственно скрывала себя в недра материи, все глубже и глубже, пока не про­изошло Ее последнее проявление - физический мир. Мудрец, достигший пол­ноты ведения, знает, что вся вселенная есть великая совокупность  деятельностей, которые управляются законом безусловной справедливости; и что его собственная деятельность должна быть в полном созвучии с действиями Вселенной. Для приобретения мудрости необходимо сознание, что за­кон нашего бытия должен согласоваться с мировым законом, иначе - с волей Единого. Когда мы поймем это, мы будем знать, что деятельность необхо­дима, но - деятельность, ведущая не к разобщению, а к единству. Такая деятельность несовместима с эгоизмом. Эгоизм был необходим, пока мы жили в темноте и не знали смысла жизни, но со временем он становится злом, препятствием к развитию нашей божественной сути. Следовательно, деятель­ность наша должна быть бескорыстна, без эгоизма и без влечения к ее пло­дам, и бескорыстие это требуется от человека, желающего освободить себя, сжечь свою карму, не как требование морали, а как необходимость, неиз­бежная и доказанная. И это единственный путь, чтобы обрести душевный покой: ибо не что иное, как желание зарождают все наши земные бедствия и скорби. Только очистив сердце от эгоизма, возможно достигнуть единения с другими существами.

                   Но как соединить чистоту сердца и отсутствие желаний с деятельностью, необходимой для роста?
         К достижению этой цели ведут два пути, "две стези", как выражаются индусские мистики: стезя Мудрости (отвлеченного
познавания) для меньшинства, и стезя Благочестия (религиозного чувства) для всех остальных. Оба пути ясно обозначены Блаженным Кришной в  Bhagavad
Gita  (Xll,2-7).

         На первой стезе Мудрец  достигает самоотречения, уничтожая в себе желание отдельного бытия и признавая законом всеобщую гармонию, совпадающую с Волей Единого. На второй стезе достигается тоже самоотречение из любви к олицетворенному Идеалу, в котором осуществилась уже Воля Единого. Оба пути приводят одинаково к цели. Самоотверженная деятельность, без мысли о себе, вызывает внутренний рост человека, бескорыстие очищает его серд­це: таким образом осуществляется двойное условие праведной жизни (дея­тельность и отсутствие желаний), которое казалось несовместимым.

         Великую помощь на том и другом пути оказывает верное понимание за­кона Кармы. Знающий закон не говорит о "доброй или злой судьбе"; он зна­ет, что Карма являет собой Волю Единого в действии, и что поэтому ни избегать, ни бояться ее не следует. Если карма, ведущая нас неустанно и властно к конечной цели жизни, и заставляет нас порой испытывать боль и страдание, верующий человек не станет тяготиться этим страданием, а примет его терпеливо и безропотно: он знает, что над ним совершается закон справедливости, который требует, чтобы погашено было малейшее зло, при­чиненное им самому ничтожному существу, и знает, что, с другой стороны, каждое его доброе усилие вызывает доброе последствие. А мудрый, кроме того, знает, что всякое зло есть нарушение мировой гармонии и что неиз­менный смысл кармы требует соблюдения полного единства в мире материи и духа. В глазах мудрого всякое действие, направленное на то, чтобы огра­ничить живое существо в его развитии, есть зло, а всякое действие помо­гающее живому существу развивать скрытую в нем божественную суть - есть добро. Он знает, что существует Единая Реальность, вне которой все -преходящие тени, и знает, что человек должен осуществить в себе созна­тельно единение с этой Реальностью. Человека страдал и поныне стонет в страданиях потому, что перед очами его пелена иллюзии. Его божествен­ность обнаружится только, когда он сбросит эту пелену и освободит себя из цепей кармы, которые он сам кует своими мыслями, желаниями и поступ­ками. Бескорыстная деятельность, заменяя наши личные интересы интереса­ми общего, приведет нас постепенно к отождествлению нашего "я" со всем и к освобождению.

         Этот путь очищения от эгоизма носит по санскритски название «Karma Yoga»,от «Карма»- деятельность и «Yoga»- единение. Он ведет одинаково к очищению сердца, идет ли человек по стезе "Мудрости" или по стезе "Благочестия", и требует, чтобы человек охотно выполнял свой долг, в котором выражена его карма. Такое безропотное и радостное выпол­нение своего долга - выраженное в бескорыстной деятельности - есть един­ственный ключ к счастью на земле. Оно успокаивает и укрепляет наш дух, устраняя самую мучительную из всех тревог: мысль о себе. Только в успо­коенном духе раскрывается истина. Она отражается в его глубине, как не­беса отражаются в светлых водах тихого горного озера.

Конец